Психологический центр в Санкт-Петербурге
Светлановский пр., д. 70, к. 1
Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 70, к. 1
Нажмите enter для поиска или esc для выхода из режима поиска
Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе

Каждый ребенок индивидуален. Для одного будет полезнее оказаться в школе пораньше, для другого - попозже. Чтобы выяснить, готов ли Ваш ребенок к школе, лучше всего обратиться к психологу. Специалист проведет несколько тестов с малышом, которые помогут выявить степень его готовности к школе.

Готовность ребенка к школе определяется по трем аспектам, которые взаимосвязаны между собой. Это физическая, интеллектуальная и личностная готовность.


Физическая готовность к школе

Физическая готовность к школе определяется в ходе медосмотра. Ребенка осматривает не только терапевт, но и врачи-специалисты. Результаты медицинского осмотра заносятся в амбулаторную карту ребенка. Никто не говорит, что ребенок должен быть абсолютно здоровым. Однако по результатам осмотра врач может предложить и повременить со школой, если имеются проблемы со здоровьем, которые могут помешать нормальному обучению ребенка в школе (или усугубиться из-за школы).


Интеллектуальная готовность к школе

Под интеллектуальной готовностью к школе подразумевают достаточный уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия и речи. Когда познавательные процессы ребенка недостаточно развиты, обучение в школе будет представлять для него трудности, ведь требования, предъявляемые к ученикам в школе, основаны на предпосылке, что у всех учеников познавательные способности развиты на нормальном для их возраста уровне.

В ходе диагностики психолог проводит специальные тесты, которые позволяют выяснить, как у ребенка развиты:

  • кратковременная слуховая и смысловая память
  • словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (к школьному возрасту мышление у ребенка должно быть представлено во всех трех формах)
  • речь (фонематический слух, словарный запас, грамматический строй, связная речь)
  • координация движений
  • мелкая моторика рук
  • произвольное внимание
  • пространственная ориентация.

Также проверяют элементарные математические навыки, общую осведомленность ребенка об окружающем мире и умение действовать по инструкции.


Личностная готовность к школе

Наконец, под личностной готовностью подразумевают школьную мотивацию. Главный критерий — это наличие у ребенка выраженного интереса к обучению и знаниям.

Еще личностная готовность включает в себя то, насколько ребенок ориентируется в окружающем мире, уровень его самостоятельности, активности и инициативы, умение устанавливать контакт с другими детьми и взрослыми, потребность ребенка в общении. Все это выясняется в ходе беседы.
Обычно длительность беседы с ребенком не превышает получаса.


Когда лучше проводить диагностику

Чем раньше проводится диагностика готовности ребенка к школе, тем лучше. Желательно озаботиться этим вопросом еще весной: иногда ребенок отстает в развитии по какому-то одному параметру, и есть возможность до августа «подтянуть» его, скажем, укрепить здоровье или дополнительно позаниматься с логопедом.

А августе, можно будет провести повторную диагностику, чтобы окончательно решить, готов ли ребенок идти в школу в этом году.